Континент
/
Полезная информация
/
Статьи, интервью и публикации
/
Особенности внешнеэкономической деятельности в регионах

Статьи, интервью и публикации

Особенности внешнеэкономической деятельности в регионах

Ганов Александр Игоревич, генеральный директор Группы компаний «Континент»

Рынок внешнеэкономической деятельности в РФ динамично растет и развивается, претерпевая различные изменения в разных регионах, реагировать на которые необходимо как можно мобильнее для более эффективной деятельности, учитывая региональную специфику. При реализации внешнеэконмических проектов представителям бизнеса в большинстве своем приходится сталкиваться с необходимостью взаимодействия с организациями, осуществляющими функции таможенного оформления в различных таможенных режимах: импорта, экспорта и другими вопросами, связанными с транспортировкой товаров, а также выдачей разрешительных документов (сертификаты соответствия, пожарные сертификаты, санитарно-эпидемиологические документы и пр.). От того, насколько грамотно будут проработаны все вопросы, связанные с нюансами прохождения таможенных процедур, выбора оптимальных маршрутов логистики и заблаговременного получения необходимых разрешительных документов, будет зависеть оперативность реализации бизнес-проектов и их финансовая составляющая. Давайте разберем все этапы внешнеэкономической деятельности: таможенное оформление, логистику, получение разрешительных докумнтов, а также юридическую проработку внешнеэкономических контрактов в региональном аспекте.

Ввиду постоянных изменений и новшеств процедуру таможенного оформления в РФ можно охарактеризовать как достаточно сложную. Согласно проведенным исследованиям, по сложности прохождения таможенных процедур РФ находится во второй сотне и по данному показателю уступает даже нашим партнерам по Таможенному Союзу – Казахстану и Белоруссии. Сложности в прохождении процедуры декларирования товаров имеют некоторые причины, одна из которых - неоднозначная трактовка положений таможенного кодекса, технологических схем и подзаконных актов в разных регионах страны. Одни и те же положения на практике применяются по-разному в разных регионах. Как следствие - большое количество обращений в судебные органы. Таким образом, наличие региональных особенностей необходимо учитывать в зависимости от того, в каком месте будет осуществлена процедура таможенного оформления. При наличии филиалов по всей стране могу с уверенностью сказать, что свои особенности есть везде и их невозможно не учитывать.

Говоря об особенностях внешнеэкономической деятельности в регионах, следует отметить особенности, определяемые введением Таможенного кодекса Таможенного союза. Таможенный кодекс Таможенного союза в общих чертах повторяет Таможенный кодекс РФ с некоторыми изменениями, которые имеют как плюсы, так и минусы для участников ВЭД. Проблема состоит в том, что разрабатывались и принимались они в жестких временных рамках, а, следовательно, многие положения до конца не прописаны и до сих пор не понятна их практическая реализация. Речь идет прежде всего о ведении внешнеэкономической деятельности, которую регламентирует Таможенный кодекс Таможенного союза, на местах, т. е. непосредственно в каждом регионе чиновниками среднего уровня. Как обычно происходит в нашей стране, любое благое начинание можно уничтожить безобразным воплощением. Именно это и осложняет ситуацию. И участники ВЭД, и представители околотаможенонго бизнеса (таможенные представители, владельцы СВХ, перевозчики) помнят на собственном опыте, каким образом происходят глобальные изменения в реализации новых таможенный концепций. К примеру, концепция переноса таможенного оформления на границу, когда все финансовые вопросы с организацией инфраструктуры таможенного оформления на границе пытались переложить на бизнес, причем варварским способом, а именно созданием условий невозможности работы в основных местах таможенного оформления грузопотоков, сложившихся в последние годы (закрытие терминалов в Москве, Московской области и Санкт-Петербурге, несмотря на вложенные немалые деньги в их строительство в рамках предыдущей концепции). Бизнес понес колоссальные убытки, многие компании обанкротились, т. к. коллапсы в Москве, а потом и в Санкт-Петербурге приняли перманентное состояние. В такой обстановке существенным преимуществом пользовались компании, которые могли перенаправить грузопотоки в другие места таможенного оформления — в регионы. К примеру, все транспоротные потоки, ориентированные на Санкт-Петербург, в конце 2010 года мы оперативно перенаправили в другие места таможенного оформления: Калининград, Псков, Москва. Кроме того, филиалы в Мурманске, Нижнем Новгороде, Новороссийске, Калининграде, Ростове-на-Дону, Белгороде и в Иваново позволяют оперативно реагировать на все тенденции перемещения и предусматривать различные варианты логистичеких цепочек с учетом всех возможных рисков.

С 1 января 2011 года мы приступили в полном объеме к работе согласно правилам Таможенного кодекса Таможеного союза. В связи с этим должен констатировать, что некоторые его положения несут признаки двусмысленности и требуют дополнительных разъяснений. В настоящее время поступает огромное количество запросов по разъяснению тех или иных статей кодекса, а также их практическое применение в регинах РФ.

Процедура таможенного оформления отдельных видов товаров предусмотрена в местах, закрепленных подзаконными актами. Это касается товаров, предписанных для оформления на постах акцизной таможни. Существующий список товаров, предписанный к оформлению на акцизной таможне, достаточно большой и включает в себя многие позиции (это легковые автомобили, квадроциклы, мотоциклы, снегоходы, бурильные установки, масла и пр.), которые ввозятся не всегда в регионы, расположенные близко к постам акцизной таможни. В этом случае в логистической составляющей доставки грузов необходимо учитывать факт таможенного оформления на специализированных постах акцизной таможни. Если груз является негабаритным или тяжеловесным, то стоимость отрезка пути для заезда на специализированные посты оформления подобных грузов может выражаться во многих десятках тысяч у.е. Существуют процедуры таможенного оформления таких грузов без фактического присутствия товара на специализированном посту по схеме подачи ГТД в электронном виде. Но, во-первых, эта схема недавно начала действовать и есть некоторые шероховатости в определении некоторых положений кодекса при принятии решений сотрудниками таможенных органов, вызванные различием в понимании этих статей в разных регионах. Во-вторых, отсутствует личный контакт представителя получателя груза с сотрудником таможенных органов для пояснений нюансов поставки, что немаловажно. В этом случае в приоритете могут быть таможенные представители (брокеры), имеющие широкую филиальную сеть с возможностью решения данного аспекта проблемы силами сотрудников других филиалов, работающих со специализированными таможенными постами акцизной таможни в данном регионе.

Сама концепция перехода на электронное декларирование и внедрение информационных технологий при оформлении грузов является абсолютно правильным шагом как в аспекте вопроса упрощения процедур таможенного оформления, так и противодействия коррупции в таможенных органах среди чиновников среднего звена, особенно в регионах. Сложившаяся система работы уже давно показала свою неэффективность и коррупционность. Хотелось бы, чтобы внедрение информационных технологий в процедуры таможенного оформления в конечном итоге осуществлялось с позиции, которая бы предусматривала наименьшее участие чиновника (сотрудника таможенных органов) при принятии решений о выпуске товара. Необходимо максимально исключить фактор человеческого участия в вопросах таможенного оформления. Тогда можно будет оформить товар на нужном таможенном посту оперативно, минимизируя коррупционную составляющую.

Одним из важных факторов, определяющих эффективность внешнеэкономической деятельности в регионах, является логистика: внутрення и внешняя. В некоторых случаях таможенные представители не только производят декларирование товаров, но и их доставку, что существенно экономит затраты, т. к. услуги оказываются одной компанией. При проработке оптимального маршрута доставки груза следует учитывать следующие факторы: скорость (срочность) доставки, финансовые затраты, и сочетание всех этапов так называемой логистической цепочки. Понятие логистической цепочки включает в себя не только транспортную составляющую, но и таможенное оформление, складское обслуживание, погрузочно-разгрузочные работы, качественную упаковку груза и при некоторых поставках получение разрешительных документов (сертификацию).

Скорость доставки обеспечивается различными видами транспорта: море, авто, жд, авиа. Довольно часто складываются ситуации, когда наиболее затратная, на первый взгляд, авиа-доставка является единственно возможной для выполнения контрактных обязательств по срокам. При реализации внешнеэкономических проектов в регионах нужно иметь в виду то обстоятельство, что невыполнение обязательств по срокам одним контрагентом влечет за собой дальнейшее торможение этапов другими контрагентами или заставляет их корректировать планы для исправления общей ситуации.

При правильном планировании всегда рассматриваются различные пути доставки груза с использованием разного вида транспорта. Нужно обязательно предусматривать возможные риски и заранее планировать свои действия в случае их наступления. В этом случае финансовые затраты будут наиболее оптимальными и обоснованными. Кроме того, необходимо заблаговременно проработать вопросы, связанные с погрузочно-разгрузочными работами. Наличие необходимого оборудования для погрузки или выгрузки груза – это существенное звено цепи, и при недостаточном внимании оно может серьезно повлиять на сроки и стоимость. Бывают случаи, когда требуется уникальная техника для транспортировки или при погрузочно-разгрузочных работах, а изготовление и доставка такой техники может занять несколько месяцев. Места хранения груза, соответствующие всем необходимым условиям для этого, тоже выбираются заблаговременно и при необходимости подготавливаются. В рамках одной поставки, когда используются разные виды транспорта, перечисленные выше нюансы должны учитываться в каждом перевалочном пункте на пути движения товаров, где предусмотрены погрузо-разгрузочные работы. В этом случае проработка этапов логистической цепочки усложняется в разы.

Таким образом, следует отметить, что только грамотная, заблаговременная и детально продуманная логистика может стать залогом успешного результата доставки груза по всем показателям: скорость, цена, качество.

В рамках ввоза и вывоза некоторых товаров необходимо получение разрешительных документов, а именно: сертификатов соответствия, качества, пожарных, санитарно-эпидемиологических и гигиенических заключений и т.д. и т.п. На территории РФ существует достаточно большое количество коммерческих организаций, которые предлагают услуги подобного рода, но проблема заключается в том, что многие из них работают с центром, аккредитованным для выдачи сертификатов и других разрешительных документов по определенному списку товаров. Следовательно, такие организации не могут гарантировать стопроцентную сертификацию всех необходимых товаров. Кроме того, для некоторых товаров требуется проведение лабораторных испытаний, а организаций, имеющих такое оборудование и способных провести исследования, у нас очень немного и, в основном, они расположены в Москве и Санкт-Петербурге. Также проведение подобного рода лабораторных исследований требует времени и образцов товара. Если испытания не будут проведены вовремя, то это может создать задержки в таможенном оформлении, т.к. без сертификатов на некоторые товары таможенная декларация не может быть подана к оформлению. Как следствие, задержки по времени, демередж судна, оплата услуг хранения товара и т.д. и т.п.

При проработке всех этапов движения груза этот пункт следует прорабатывать с особой тщательностью и заблаговременно принимать решения о начале работ по получению необходимых разрешительных документов, особенно если груз планируется оформлять в регионе.

Отдельным пунктом следует отметить момент предварительной юридической проработки внешнеэкономических договоров перед их заключением. Как уже было отмечено выше: в каждом регионе положения таможенного законодательства могут трактоваться по-разному, поэтому на этапе заключения внешнеэкономического контракта необходима квалифицированная помощь юристов. Проработка сделок внешнеэкономической направленности требует знания некоторых юридических нюансов, которые могут являться очень существенными при определении сроков, условий поставки по ИНКОТЕРМС, определения степени ответственности сторон договора. В данном случае постоянный мониторинг процессов, связанный с логистической составляющей внешнеэкономических договоров, изменением таможенного законодательства, а также региональными аспектами является залогом оптимальных условий статей договора в данных вопросах.

Таможенное оформление, логистика, получение разрешительных документов, юридическая проработка внешнеэкомических контрактов – необходимые составляющие процессы внешнеэкономической деятельности. В каждом регионе они имеют свои особенности воплощения, связанные с изменениями таможенного законодательства, особеностями экономики каждого региона, а также его географическим и административным положением.

Именно поэтому для достижении наибольшей эффективности в реализации бизнес-проектов в сфере внешнеэкономической деятельности выгодно работать с компанией, имеющей возможность оказания своих услуг в любом регионе, учитывая его специфику.

 Размещено 14.03.2011

Заявка на услугу
Политика конфиденциальности

Вас приветствует Служба качества ГК «Континент»!

Мы высоко ценим мнение клиентов и партнеров о нашей работе и стремимся быть лучше для Вас!

Служба качества ГК «Континент» будет рада ответить на вопросы и получить обратную связь о работе Компании.

Чтобы направить свое сообщение, пожалуйста, укажите Ваши контактные данные, а также тип обращения.

Напишите нам. Мы очень ценим Ваше мнение!


Политика конфиденциальности